Что лучше – вариаторный автомат или робот и в чем разница между коробками

Робот и вариатор – относительно недавно появившиеся, но заинтересовавшие автомобилистов системы. Первая – разновидность механической коробки передач, вторая – автоматической. У обеих есть плюсы и минусы, поэтому выбрать, что лучше – коробка вариатор или робот, сложно, нужно учитывать, для каких целей приобретен автомобиль. Вариаторные устройства сегодня ставят в легковые автомобили и мотоциклы, роботы же мало востребованы, несмотря на достоинства.

Чем отличается вариатор от робота

Вариатор и робот разнятся по конструкции, технике переключения передач и особенностям функционирования. Вариаторный автомат подразумевает эксплуатационные нюансы, которые не применимы к механической коробке.

История появления

Автоматические коробки существуют с начала прошлого столетия. Но лишь последние 3 десятилетия они востребованы на мировом рынке. Производимые раньше автоматы отличались ненадежностью и высоким расходом топлива, поэтому преимущество было за механикой.

У прежних классических автоматических коробок было единственное преимущество – обеспечение управления автомобилем посредством 2-х педалей.

Поэтому инженеры старались изобрести замену классическим автоматам. Так появились вариаторы. Первым производителем автомобиля с вариатором стала нидерландская компания DAF. В 1959 году с ее конвейера сошел компактный автомобиль, снабженный бесступенчатой передачей с ремнем из резины. Конструкция получилась ненадежной, поэтому не стала востребованной.

Второй шанс вариаторы получили в 1992 году, когда производитель Nissan стал ставить в автомобили устройства с металлической цепью. Сначала вариаторные механизмы стояли лишь на маломощных городских авто, служили довольно долго, не доставляли особых проблем владельцам. Позже производители Kia, Audi, Subaru начали устанавливать вариаторы с металлическими цепями в мощные автомобили.

Изначально роботами назывались простые механические коробки, дополненные модулем автоуправления сцеплением. Они были не самыми комфортными, но все же стали распространенными, благодаря невысокой стоимости и возможности получения быстрого 2-педального авто. Название коробкам дали сами производители: подчеркивая их отличие от классических автоматических устройств, они назвали их «роботизированными».

Роботы быстро обрели популярность, но так же быстро утратили ее. Солидные производители авто поставили на роботов разновидности DSG с 2-мя сцеплениями, и это оказалось ошибочным решением. Разница между коробками DSG, выпущенными в 2000-2010-е, и классическими автоматами в том, что первые не обеспечивают плавное переключение передач. Также покупатели остались недовольны тем, что автомобили с DSG сдвигались назад на склонах. В итоге роботы остались в тени автомобилестроения.

Конструкция и устройство

Робот – коробка мгновенного переключения скоростей при движении автомобиля. Она отличается эргономичностью и динамичностью. Робот состоит из:

  • механической коробки передач;
  • электрического блока;
  • сцепления и его привода;
  • привода изменения скоростного режима.

Считается, что робот DSG, разработанный компанией Volkswagen, объединяет в себе лучшие особенности АКПП и МКПП, при этом лишен недостатков этих коробок. На самом деле, DSG – просто улучшенная роботизированная коробка, оснащенная 2-мя дисками сцепления.

Роботизированная КПП с одним сцеплением уступает DSG тем, что может притормаживать и неадекватно реагировать на сложные дорожные условия. Автомобиль дергается, когда стартует и меняет скорость, и не подходит для буксировки. Хотя изменение скоростного режима производится сервоприводами, но задержки при переключении скоростей такие же, как у механики.

Роботизированная КПП с 2-мя сцеплениями подразумевает синхронизированное переключение. Такой робот оснащен 2-мя дисками: первый – для контакта с четными значениями передач, второй – с нечетными. DSG, то есть «Direkt Schalt Getriebe» – непосредственное переключение передач, отличается от первой разновидности роботизированной КПП тем, что оба устройства постоянно включены. Когда первый диск переключает скорость, второй находится в сомкнутом состоянии, затем наоборот.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
Вариатор отличается от робота плавностью передачи, максимальной реализацией запасенной в машине мощности. Это устройство в технических документах записывают обычно как CVT, что значит «Continuously Variable Transmission».

Вариаторы бывают:

  1. Клиноременные – самые распространенные. Их основа – ремень, натянутый меж гидротрансформатором и парой шкив.
  2. Клиноцепные – аналогичны предыдущим, только вместо ремня установлена цепь. Также вместо гидротрансформатора на некоторых моделях авто может стоять 2-массовый маховик.
  3. Тороидные – представляют собой дисково-роликовую систему.

Принцип работы

Принцип функционирования вариатора на автомобилях зависит от его вида:

  1. Клиноременные устройства функционируют благодаря синхронно изменяющемуся контактному радиусу между шкивами и ремнем. Функция гидротрансформатора – значительное увеличение крутящего момента.
  2. Клиноцепные вариаторы работают на основе цепи, которая обеспечивает тянущую нагрузку.
  3. Тороидные устройства передают крутящий момент благодаря трению роликов меж дисками. А число передачи изменяется при вертикальном сдвигании роликов.

Роботы функционируют почти так же, как обычные механические коробки. Разнится принцип работы только управлением. В роботах эту функцию выполняют гидравлические и электроприводы. Первые нужны для ускоренного переключения, но энергоемкие. Вторые работают медленнее, но энергетические затраты небольшие.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
Роботизированные коробки работают в 2-х режимах. При автоматическом режиме электропривод формирует четкую систему управления, в основе которой – реакция датчиков. При ручном режиме управление осуществляется посредством рычага переключения.

Надежность

Сказать однозначно, какая коробка передач надежнее – вариатор или робот – невозможно. Если сравнить робота с 2-дисковым сцеплением с вариатором, то второй надежнее. Его эксплуатационный срок составляет 200-250 тысяч км. У 2-дискового робота – 100 тысяч км. Роботизированные КПП с одним сцеплением эксплуатируются дольше – в среднем, 200 тысяч км, но в течение этого периода могут понадобиться ремонтные работы. Вариаторы же в течение этого времени при бережной эксплуатации обычно не требуют ремонта.

Обе коробки обладают так называемой «задумчивостью», то есть тормозят при переключении передач. Такая особенность не только нервирует автомобилиста, но и делает попытки обогнать другие транспортные средства на дороге опасными.

машина на проверке

Склонность к неполадкам и поломкам

Если вариатор сломается, придется для ремонта разбирать конструкцию, это обойдется дорого. Роботы ремонтировать дешевле, в том числе ставить новые детали. Но это не актуально для роботов DSG: ремонт таких устройств дорогой, дороже даже, чем вариатора. Во многом это обусловлено дороговизной деталей и ремонтного оборудования, специального для этих коробок. Из всех видов вариаторов дороже всего ремонтировать тороидную коробку, изготавливаемую из стали повышенной прочности.

Главная проблема роботов – перегревающееся сцепление. Чтобы предотвратить это, водителю приходится при каждой остановке переводить автомобиль на нейтральный режим.

Чтобы срок эксплуатации вариаторной АКПП не истек раньше времени, необходимо своевременно менять масло в трансмиссии, регулярно осматривать устройство и проводящие элементы на разрывы, контролировать работу датчиков. Также важно не допускать избыточной нагрузки на коробку на заснеженной и грязной дороге.

Плюсы и изъяны

Рассмотрим, за какие достоинства автомобилисты выбирают вариаторы и роботов, какие недостатки устройств заставляют отказаться от выбора.

Роботизированная КПП Вариаторная КПП
плюсы низкий расход топлива; быстрое переключение передач; редкий долив трансмиссионного масла; экономия топлива; тесный контакт двигателя с колесами, благодаря чему возможен выход из заноса газующим методом; низкая стоимость моментальный разгон; исключение скатывания назад на склонах; плавность хода; высокий коэффициент полезного действия; экономия топлива
минусы дорогостоящий ремонт; риск перегрева; некомфортное движение в городской среде с ощутимыми рывками машины при переключении скорости; конструкционная слабость блоков управления лимитированная передача крутящего момента; быстрый износ ремня; недопустимость агрессивного стиля езды с резкими стартами и торможениями, а также буксировки

Что же лучше – мнение автомобилистов

Какую коробку передач выбрать – вариатор или робот, зависит от предпочтений касаемо условий эксплуатации и управления автомобилем. Если в приоритете комфортная езда, то однозначный выбор – вариатор. Если важна надежность, сохраняющаяся при сложных погодных условиях, то стоит выбрать робота.

Учитывайте, где будет эксплуатироваться автомобиль. Если предстоит ездить по городу, робот исключен: он быстро «умрет» при постоянных торможениях и «пробках». А вот на загородных трассах и при экстремальной езде робот – отличный вариант.

коробка передач

Вариатор экономичен: благодаря высокоточной электронной регулировке крутящего момента автомобиль «съедает» мало топлива. Но робот, при условии спокойной, езды потребляет меньше вариатора. Это обусловлено конструкцией роботизированной коробки: механическая часть позволяет расходовать меньше топлива, а управляющая электроника уменьшает рабочие издержки, повышает коэффициент полезного действия. Поэтому в плане экономичности роботы чуть лучше.

Существенный минус вариатора – лимит по передаче крутящего момента. Такую коробку не ставят в автомобили с мощным двигателем, иначе она не выдержит крутящего момента.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
Роботизированное устройство адаптируется к режиму езды, но в пределах установленной программы. Если водить автомобиль слишком агрессивно, сцепление быстро разрушится. Адаптивность вариатора тоже высокая. Причем даже при предельных оборотах переключения отличаются плавностью и меньшим торможением.

железный механизм

Краткая сравнительная таблица

Еще раз перечислим особенности коробок передач – вариатора и робота, чтобы покупателям было проще выбрать автомобиль для своих нужд.

Вариатор Робот
пробег 200-250 тысяч км 100-200 тысяч км
плавность переключения высокая, без рывков низкая, машина дергается
размер небольшой, подходящий для мотоциклов, мотороллеров крупный, позволяет сместить центр тяжести
расход топлива низкий низкий
устойчивость к нагрузкам низкая, недопустима скоростная езда и буксировка высокая, допустима спортивная езда

Сказать, что лучше – вариатор или робот, невозможно, ведь это разные по качественным характеристикам, конструкции, принципу действия устройства. Сегодня на рынке более востребован вариатор. Хотя возможности для его оптимизации почти исчерпаны. А вот конструкцию роботов из года в год улучшают. Поэтому высока вероятность, что через десяток лет более надежные 2-дисковые коробки станут лидерами на рынке.

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"

Оцените автора
Pohozhie
Добавить комментарий