В чем разница между умением и навыком, и есть ли отличия и сравнение

Каждому человеку требуется получать определенные компетенции. Одними из наиболее распространенных вариантов считаются умения и навыки. При этом важно понимать разницу между терминами. Это позволяет правильно использовать понятия в разговорной речи и придерживаться рекомендаций по заполнению документов. Так в чем же кроется разница между умениями и навыками?

Что такое умения?

Под этим термином понимают способность человека действовать максимально продуктивно, выполняя работу на должном уровне в новых условиях. Как правило, умением называют начальный этап навыка. Однако это не соответствует действительности. Наоборот, умения формируются на базе навыков и знаний. Таким образом, навык считается составной частью умения.

Сложно выполнять какие-либо функции в новых условиях, если нет определенных навыков. В качестве примера стоит привести человека, который только сел за руль и начал ездить по пустой площадке. Если его выпустить на проспект с оживленным движением, высока вероятность аварии.

Иная картина наблюдается, если человек научился ездить по автодрому. В таком случае можно отправляться в новые условия. Лучше всего начинать с дороги с минимальным движением. Важно учитывать, что без целенаправленной деятельности умения сформироваться не смогут.

Высшим уровнем развития умения считается мастерство. Когда человек легко и быстро выполняет сложную работу на должном уровне, его смело можно назвать мастером. Чтобы приобрести такой статус, нужно много работать. При этом результат себя обязательно окупит.

работа по дереву

Что такое навыки?

Этим термином называют автоматическое выполнение действий для получения конкретной цели. При этом навык всегда представляет собой сознательное действие. К примеру, если человек начинает грызть ногти – это считается автоматизмом. При этом езда на автомобиле уже является навыком. Поехать на машине без участия сознания невозможно, тогда как грызть ногти вполне реально.

Навыки формируются сравнительно долго. Причем это возможно лишь в том случае, если внимание человека направлено на цель. Чтобы разобраться в терминологии, тоже стоит рассмотреть пример с машиной. Если просто сесть в авто и начать крутить руль, сформировать навык не удастся. Если же крутить руль, чтобы поворачивать и добраться до точки назначения, навык сформируется.

Стоит отметить, что развитие навыка считается бесконечным процессом. Всегда можно что-то улучшить. При этом процесс носит скачкообразный характер. Изменения накапливаются незаметно, после чего человек как бы внезапно переходит на новый уровень. Иногда перед скачком происходит ухудшение. Это считается точным признаком быстрого роста.

выбор направления

Безусловно, большая часть навыков не может сформироваться за один день. Иногда для этого требуется много месяцев упорного труда.

Чем отличаются?

Рассматриваемые понятия имеют много различий. Они затрагивают особенности формирования и разновидности.

Обучение

Отличием навыков считается способность человека выполнять конкретные действия. При этом механизмы выполнения заложены в подсознании. Умение считается более сложным навыком или даже комплексом. Оно направлено на реализацию конкретных целей и задач, которые могут иметь глобальный характер.

Умение представляет собой способ, который обеспечивается комплексом из навыков и знаний. При этом человек получает возможность реализовать и использовать информацию, которую до этого слышал лишь в теории. Навык же дает возможность выполнить действия быстро, не раздумывая. При этом требуется выполнять последовательные операции на уровне автоматизма. Как следствие, удастся достигнуть цели и решить задачи.

сидеть в шапке

Формирование

Чтобы разобраться в сути понятий, важно проанализировать механизм формирования навыков. Этот процесс считается довольно длительным и включает такие этапы:

  1. Предварительный – представляет собой многочисленные повторения пробных действий. Эту стадию часто называют «пальцем в небо», поскольку человек совершает много попыток и пробует различные способы.
  2. Аналитический – подразумевает сопоставление полученного опыта и действий. При этом рано или поздно становится ясно, какие методы работают, а какие – нет, что – принесет пользу, а что – лучше исключить.
  3. Синтетический – представляет собой сочетание практики и теории, а также систематизацию опыта. У человека в голове формируется ясное представление о навыках и свободе их использования.
  4. Автоматический – в этом случае не потребуется особого внимания для выполнений действий. Это значит, что навык приобретает автоматический характер.

Умения тоже приобретаются со временем. При этом они включают теоретические знания на практике при выработанных навыках.

Виды

Рассматриваемые понятия условно делятся на следующие категории:

  1. Сенсорные или перцептивные. Этим термином называют чувственное отражение характеристик ранее изученного предмета. В качестве примера стоит привести чтение показаний приборов.
  2. Умственные или когнитивные. Это автоматизированные приемы, которые направлены на решение конкретной задачи. Они дают возможность анализировать разные взаимодействия между объектами материального мира.
  3. Моторные. Они имеют связь с двигательной памятью. Этот вид важно развивать у детей. При этом моторика бывает крупной и мелкой. В первую группу входят бег, ходьба, наклоны. Мелкая моторика помогает управлять предметами, выполнять действия, связанные с координацией глаз и рук.
  4. Сложные поведенческие. Этот тип формируется в социуме. Еще в раннем возрасте родители поощряют определенное поведение и наказывают за неприемлемое. Это становится основой формирования поведенческих факторов.

маленькая девочка

Таблица-сравнение

Ключевые особенности рассматриваемых понятий зафиксированы в таблице:

Навык Умение
Представляет собой действие, которое закреплено в сознании и автоматически выполняется. Представляет собой ряд выполняемых действий, который приводят к качественным результатам.
Приобретается при многократном выполнении определенных операций. Формируется как стойкое сочетание осознанной цели действий и использования необходимых навыков.
Представляет собой начальную стадию овладения физическими упражнениями, способами мышления, трудовыми действиями. Считается более высоким уровнем выполнения действий, которые направлены на реализацию многоуровневых задач в творчестве, профессиональной сфере или интеллектуальной области.
Не нуждается в концентрации внимания. Подразумевает постоянное переключение внимания с одного вида действий на второй.
Представляет собой составляющую часть умения. Рассматривается как обобщенное понятие.

Выводы

Умения и навыки представляют собой разные понятия, для которых характерны определенные отличия. Они заключаются в особенностях формирования и развития.

Малиновская Дарья
Оцените автора
Отличи
Добавить комментарий