В чем разница между ценой и стоимостью, отличие понятий

Любой продукт или услуга обладают собственной стоимостью. При этом она не совпадает с ценой, которую продавец указывает при реализации. Многие люди путают эти понятия, выдавая их за равноправные. Однако экономическая природа терминов отличается. В чем же разница между ценой и стоимостью? Чтобы выявить отличия, требуется разобраться в терминологии.

Определение терминов

Каждый товар или услуга отличается определенной стоимостью. При этом она отличается от цены, которая устанавливается при продаже.

Стоимость

Это понятие можно сопоставить с себестоимостью. Оно представляет собой расходы, которые понес производитель продукта на его создание. При этом учитываются разные типы затрат – материальные, временные, финансовые. Они выражаются в денежной форме или физических единицах.

Помимо этого, экономисты используют такое понятие, как «потребительная стоимость». Она может отличаться от денежного выражения затрат, которые понес производитель на создание определенного товара. Важно учитывать, что стоимость при изготовлении продукта в короткий период времени почти не меняется.

продавцы и покупатели

Цена

Под этим термином понимают сумму денежных средств, за которую продавец соглашается передать товар или услугу покупателю. Она состоит из всех затрат, понесенных во время изготовления продукта, и наценки, которую хочет получить продавец при реализации.

Наценка может иметь разный размер – все зависит от внешних факторов. К ним относят сезонные распродажи, трендовость товара, низкий спрос на него или закупку крупными партиями. По сути, это денежное выражение стоимости товара с добавлением части прибыли, которую получает продавец.

В чем разница между ценой и стоимостью?

Одно понятие отличается от второго целым рядом параметров. Чтобы определить их, требуется разобраться в экономической природе явлений.

Признаки величин

Чтобы выявить отличия между рассматриваемыми понятиями, важно определить их ключевые признаки:

  1. Цена устанавливается произвольным путем с помощью соглашения сторон относительно обмена. При этом она может быть ниже, чем первоначальная стоимость. Это касается случаев морального устаревания продукта, его пребывания в эксплуатации, отсутствия спроса или продажи с целью уменьшения убытков. Иногда цена устанавливается выше. Это касается уникальных или статусных товаров. Также это относится к продукции, которая пользуется большим спросом. При этом стоимость устанавливается на базе расчетов, экономических параметров или стандартов, определенных законодательно.
  2. Ценовой критерий представляет собой только денежное выражение значимости продукции или услуги. Он может быть представлен в разных видах валют. Стоимость не всегда определяется в денежном эквиваленте. Она выражается во временных или трудовых затратах.

Отличие понятий в документациях

При ведении предпринимательской деятельности важно учитывать, в каких документах правильно использовать то или иное понятие. Так, стоимость применяют в бухгалтерском учете, в технических документах при расчете рентабельности. При этом цену указывают в хозяйственных договорах или коммерческих контрактах.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
В договоре цена считается ключевым показателем, который представляет собой обязательное условие любого соглашения. При этом указывают не только ее размер, но и валютный эквивалент. Стоимость в договорах обычно не указывают, поскольку она не имеет существенного значения. В этом кроется важное различие рассматриваемых понятий.

договор и ключи

Технология расчета

Главным отличием понятий считается процесс образования конечной величины. На стоимость напрямую влияет изменение производственных условий. Чтобы правильно определить ее, стоит учитывать следующее:

  • повышение или снижение производительности труда;
  • уменьшение или увеличение количества расходных материалов, которые требуются для выпуска товаров;
  • оплата рабочей силы на единицу продукции.

При этом цена состоит из стоимости и надбавки. На ее размеры влияет положение фирмы на рынке. При высокой конкуренции надбавка уменьшается, а при большом спросе – увеличивается. Этот экономический параметр рассчитывается в процентах.

Ценообразование на предприятиях осуществляется такими методами:

  1. Полных затрат. В этом случае суммируются все производственные затраты и размер ожидаемой прибыли за месяц. Полученная величина делится на объем продукции за месяц. Это и будет исходной ценой единицы товаров для реализации дилерам. Этот показатель называется фабричным.
  2. Прямых затрат. Все расходы делятся на 2 категории – накладные и прямые. Первые считаются условно постоянными, вторые – зависят от объемов производства. Для определения цены ожидаемую прибыль суммируют с прямыми затратами. При этом накладные расходы погашаются за счет маржи.

подсчет денег

Примеры из жизни

Цена представляет собой сумму денег, которую платит покупатель в обмен на товар или услугу. Если человек покупает какой-то продукт за 250 условных единиц, именно эта сумма и является ценой.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
Под стоимостью же понимают сумму, которая тратится на ресурсы, необходимые для производства той или иной продукции. К примеру, если фирма выпускает обувь, ее стоимость будет зависеть от затрат на сырье, заработную плату, налоги, аренду, пошлины.

покупатели в очереди

Сравнительная таблица

Ключевые отличия между рассматриваемыми понятиями представлены в таблице:

Цена Стоимость
Сумма, которая оплачивается за купленные продукты или услуги. Сумма затрат, которые требуются для изготовления продукта.
Одинакова для всех клиентов. Может варьироваться от клиента к клиенту.
Измеряется в соответствии с ценовой политикой. Зависит от расходов, которые были понесены при изготовлении продукта. При этом оценка стоимости базируется на мнении клиента.
Зависит от взлетов и падений на рынке. Остается неизменной.
Осуществляется с учетом потребителя. Определяется производителем.

Итог

Стоимость и цена имеют отличия. При этом первое понятие представляет собой лишь часть второго и выражается в деньгах или физических единицах. Цена всегда рассчитывается в деньгах и включает процент прибыли, заложенный продавцом товара или услуги.

Малиновская Дарья
Оцените автора
Pohozhie
Добавить комментарий