Чем отличается университет и институт, что лучше и выше по статусу

Высшая школа выполняет особую роль в развитии российского государства. Здесь готовят высокопрофессиональные кадры для разных сфер жизни общества. Вопрос о том, чем отличаются вузы и что лучше выбрать – институт или университет – встает перед выпускниками общеобразовательных учебных заведений, которые решили получить высшее образование. По статистике, это 90 % от всех учащихся, окончивших 11 классов.

Особенности образовательных учреждений

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ в России установлены следующие ступени (уровни) образования: общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение.

К общему образованию относят:

  • дошкольное;
  • начальное общее;
  • основное общее;
  • среднее общее.

На этом этапе образовательные учреждения – школы и дошкольные – формируют общую культуру человека и осуществляют подготовку к его дальнейшей жизни.

В профессиональной подготовке существуют следующие уровни:

  1. Начальное профессиональное образование (НПО) предоставляют училища и лицеи.
  2. Среднее профессиональное образование (СПО) дают колледжи и техникумы.
  3. Высшее образование – бакалавриат – считается законченным высшим образованием. Продолжительность обучения на этой ступени – четыре года. В конце обучения студенты защищают выпускную квалификационную работу. После получения диплома выпускник может работать по профессии или продолжить обучение дальше.
  4. Высшее образование – специалитет – это обучение, которое производится по программам, ориентирующим студентов на практическую работу по своей специальности. Срок обучения – от пяти лет. Во время итоговой аттестации выпускники сдают экзамены и защищают квалификационную дипломную работу. Получившие диплом специалиста могут пойти работать по профессии или поступить в магистратуру и обучаться дальше.
  5. Высшее образование – магистратура – предполагает углубление специализации выбранного направления. На прохождение обучения принимают выпускников следующих ступеней – бакалавриат и специалитет. Продолжительность обучения – от двух лет. Основное направление подготовки заключается в научно-исследовательской деятельности. В конце обучения студенты защищают магистерскую диссертацию, выпускаются с квалификацией «Магистр» и соответствующим дипломом. Они могут пойти работать по профессии или поступить в аспирантуру.
  6. Высшее образование – аспирантура – занимается подготовкой научно-педагогических кадров. Принимают на обучение выпускников ступеней – специалитет и магистратура. По окончании учебы, сдачи соответствующих экзаменов и защиты диссертации соискатели получают степень кандидата, а затем и доктора наук.
  7. Высшее образование – интернатура – это последипломное обучение, принятое для медицинских вузов. Выпускники занимаются практической деятельностью в течение года под руководством наставников.
  8. Высшее образование – ординатура – завершает подготовку специалистов в некоторых областях медицины. Продолжительность обучения – два года. Квалификационный экзамен состоит из трех ступеней, выпускники получают диплом.
  9. Высшее образование – ассистентура-стажировка предусмотрена для окончивших ступени – специалитет или магистратура в области искусства. Продолжительность обучения до двух лет. По окончании присваивается квалификация «Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы» и выдается диплом.

Институт

Институт относится к категории вузов. Он выполняет важные функции:

  1. Обучает студентов по образовательным программам высшего профессионального образования и послевузовского профобразования в какой-либо отрасли. Например, педагогический институт, архитектурный, строительный.
  2. Проводит подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в определенной области профессиональной деятельности.
  3. Занимается фундаментальными и прикладными научными исследованиями (это не обязательное требование).

Институт может повысить свой статус при прохождении переаттестации. Его историческое название при этом сохраняется.

здание с колонной

Университет

Университет в России – это гражданская некоммерческая организация, которая сочетает в своей деятельности несколько функций и выступает как:

  • учреждение высшего профессионального образования;
  • учреждение послевузовского профессионального образования;
  • научная организация.
Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
Кроме того, универ интегрирует учебный и научный процессы; проводит исследования в естественнонаучных, технических, гуманитарных областях знаний; осуществляет комплексные, мультидисциплинарные и междисциплинарные исследования; участвует в федеральных и региональных образовательных и научных программах.

Университетские научные школы взаимодействуют с академической и прикладной наукой и открыты для международного научного сообщества.

Университет с лужайкой

Академия

Академия относится к высшим учебным заведениям для подготовки студентов в какой-либо одной отрасли, например, в культуре, экономике, сфере общественной жизни, науке. В каждом учебном заведении этого профиля действует большое количество специальностей и направлений.

Студенты академии приобретают специальные познания и навыки в естественно-научных и гуманитарных дисциплинах: финансах, искусстве, юриспруденции, экономике, туризме здравоохранении.

Кроме того, к академиям относят большую часть сельскохозяйственных и военных вузов.

стоит на воде

Чем отличается институт от университета и академии

Институт, как высшее учебное заведение, отличается от академии профильной направленностью: здесь готовят специалистов для производства, промышленности, изучают технологии, точные и социальные науки. Специальностей и направлений в таких вузах меньше, чем в академиях с таким же профилем.

Университеты в шутку называют «многостаночниками», потому что они готовят профессионалов для разных сфер и проводят научные изыскания в разных отраслях знаний, а институты и академии занимаются узкоспециализированной подготовкой, в этом их разница.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
В университетах более развитая инфраструктура (по большей части это город с множеством зданий, самым большим количеством студентов) и материально-техническая база, что позволяет проводить фундаментальные научные исследования. Научная школа университета позволяет гармонично интегрировать науку с образованием. Поэтому выпускники имеют полное право заниматься наукой, в отличие от института.

Институты часто входят в состав структуры академий и университетов и подконтрольны им.

Поступление и требования к претендентам

Для поступления в вуз на общих основаниях абитуриент должен иметь аттестат о получении общего среднего образования или диплом о профессиональном образовании.

В большинство учебных учреждений требуется сдать ЕГЭ по предметам, которые указаны в перечне вступительных испытаний для выбранной специальности или направления. Некоторые вузы организуют дополнительные вступительные испытания. Об этом можно узнать на сайте учебного заведения.

Часто конкурс и проходной балл для поступления в университеты и академии выше, чем в институты. Это связано с популярностью таких учебных заведений, престижем обучения в них.

Особенности образовательной программы

Образовательные программы для институтов, академий и университетов составляются по одним и тем же нормативным документам – ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Только в университетской программе больше часов отводится на научную работу.

Главное – учебное заведение должно пройти государственную аккредитацию, чтобы в будущем выпускник получил диплом государственного образца.

Отличия в преподавательском составе

В университетах предъявляются самые строгие требования к профессорско-преподавательскому составу. 60 % от общего количества педагогов должны иметь научные степени и звания. Эти учебные заведения являются методическими центрами.

В академиях также предъявляются строгие требования, здесь 55 % педагогов должны быть с научными степенями и званиями. В преподавательском составе института и академии предусматривается не менее двух аспирантов на сотню обучающихся, в университете – не менее четырех.

Сложность обучения

По сложности обучения высшие учебные заведения не отличаются. Те абитуриенты, которые планируют в будущем заниматься наукой, скорее всего, выберут обучение в университете. Им придется не только получать готовые знания от преподавателей, но и реализовывать свой творческий потенциал.

Будущие студенты, желающие после выпуска работать в отраслях народного хозяйства и быть практиками, предпочтут учебу в институте.

Другие отличия

Есть еще отличия университетов и институтов:

  1. Научная работа в вузах финансируется государством. В университетах эта сумма вдвое больше, чем в институтах.
  2. Университеты, в отличие от институтов, осуществляют подготовку и переподготовку преподавателей образовательных учреждений ВПО России.
  3. В университете студенты могут получить все ступени высшего образования. В институте первые три ступени (бакалавриат, специалитет, магистратура) есть в каждом учебном заведении, а аспирантура – только в тех, которые прошли специальную аттестацию.

Что выше?

Студенты институтов, академий и университетов получают равноценное образование, так как программы всех высших учебных заведений равнозначны. Престижнее считается обучение в университете. Хотя качество преподавания должно быть на высоте в любом вузе.

Негласная иерархия распределяет вузы по статусу таким образом:

  • университет;
  • академия;
  • институт.

крупный университет

Итоговая таблица

Институт, университет и академия предлагают будущим студентам следующие ступени обучения:

Образование Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образование при поступлении Общее среднее образование или среднее профессиональное образование Общее среднее образование или среднее профессиональное образование Бакалавриат, специалитет
Срок обучения 4 года Не менее 5 лет 2 года
Итоговый документ Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Квалификация Академический бакалавр, прикладной бакалавр

 

Специалист Магистр
Итоговая государственная аттестация Государственные экзамены, защита квалификационной бакалаврской работы Государственные экзамены, защита дипломной работы Государственные экзамены, защита дипломной магистерской работы
Дальнейшее образование Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура

Малиновская Дарья
Оцените автора
Отличи
Добавить комментарий