Среднее образование ребенок может получить в школе или лицее. В первом случае он учится 11 лет, во втором – 4 года. В чем отличия между средней школой и лицеем? Какие преимущества и недостатки имеет каждая форма образования? Родителям необходимо в этом разбираться, чтобы принять оптимальное решение. Правильность выбора заключается в учете способностей ребенка и конечной цели.
Чем отличается лицей от школы
Школа и лицей выполняют одну и ту же образовательную функцию. Учебные заведения отличаются конечной целью и способом ее достижения. Лицей выбирают, если уже определились с будущей профессией. Школу оканчивают, когда устремления в будущее точно не сформировались.
Поступление в учебное заведение
В школу ребенка обязаны взять по месту его регистрации в возрасте 6 и старше лет без каких-либо предварительных условий. Другое дело, если ребенка хотят записать в учебное заведение, к которому он территориально не предписан. В таких случаях школьная администрация имеет право принимать детей при наличии свободных вакансий и на конкурсной основе при большом наплыве желающих.
Для поступления в лицей существуют другие правила. В учебное заведение принимают с 14 лет на конкурсной основе. В зависимости от специализации это может быть собеседование или экзамены по профилю. Территориальной привязки к месту жительства детей не имеется.
Учебная деятельность
Учебные программы школ и лицеев утверждены министерством образования. Разница заключается в более углубленном изучении отдельных предметов, на которых специализируется заведение. Например, физика и математика, биология и химия, иностранный язык.
Особую специфику имеют лицеи, аналоги профессионально-технических училищ. В учебные программы включены предметы и практическая деятельность, позволяющие получить квалификационный разряд по какой-либо специальности.
Внеурочная работа
В обычной школе и в лицее внеурочные занятия занимают важное место в воспитании детей. В обязанности классного руководителя входит организация внеклассной работы, например, экскурсий в музеи, на художественные выставки. Общение после уроков сплачивает коллектив, улучшает психологическую обстановку в классе, повышает авторитет классного руководителя.
Педагогический состав
Учителя в лицее по предметам с углубленной программой обучения имеют более высокий уровень квалификации, чем в школе. Учебные заведения, организованные при вузах, также стараются сформировать более квалифицированный преподавательский состав. Они заинтересованы в подготовке будущих абитуриентов на высоком уровне.
Конкурсный набор в лицеи позволяет отобрать более подготовленных и мотивированных к учебе детей, что также влияет на уровень квалификации, предъявляемый к педагогам.
Преимущества и недостатки
Каждая форма обучения имеет свои нюансы, которые надо учитывать, чтобы взвешенно принять решение, где обучать ребенка.
Лицей
В лицее уровень подготовки не только по отдельным предметам, но и в целом выше, чем в школе. Причина заключается в возможности отобрать детей, способных к усвоению более сложного учебного материала, и высококвалифицированном преподавательском составе. Техническая оснащенность кабинетов, спортзала на высоком уровне.
Дети, успешно окончившие специализированный лицей, имеют больше шансов для поступления в высшее учебное заведение этого профиля. Они легче адаптируются к требованиям университетских программ.
Чаще всего увеличивается время на дорогу. С 14-15 лет детям приходится самостоятельно добираться до места обучения различными видами транспорта.
Школа
Режим учебы и отдыха в школе более щадящий, чем в лицее. Дети имеют больше времени для восстановления сил после уроков. Школьная программа ориентирована на ученика со среднестатистическими способностями. При обучении в школе с 1-го по 11-й класс у детей формируется стереотип поведения, так как они понимают требования педагогов, у них завязываются дружеские отношения с другими детьми. Немаловажно, что они хорошо ориентируются в здании школы. Психологическая нагрузка соответствует возрасту.
Уровень преподавания в школе зависит от 3-х факторов:
- способности и желания учиться у детей в классе;
- квалификации учителей;
- наличия оборудования для проведения лабораторных исследований, занятий спортом, изучения языка;
- компьютеризации классов.
Местонахождение учебного учреждения определяется планом застройки жилых кварталов, чтобы дети тратили минимум времени на безопасную дорогу в школу.
Куда стоит отдавать ребенка
Вопрос о выборе учебного заведения встает по окончании 7-го класса. До этого времени альтернативы школьному образованию нет. Решение должно основываться не только на родительских амбициях, но и с учетом интеллектуальных и физиологических возможностей подростка, а также его желания поменять коллектив детей и учителей.
Социализация детей имеет не меньшее значение, чем получение крепких базовых знаний. Для будущей успешной жизни необходимо уметь устанавливать контакты с людьми, не бояться принимать решения. Эти качества закладываются в детском возрасте.
Не все рождаются с характером лидера. Если ребенок трудно привыкает к новой обстановке, то стоит подумать, имеет ли смысл переводить его в лицей, если в школе у него друзья, квалифицированный, укомплектованный штат преподавателей? Поступление в лицей, безусловно, оправдано в том случае, если подросток уже определился с выбором будущей профессии.
Выводы
Для принятия решения, где учиться последние 4 года подростку, следует сопоставить объективные данные образовательных учреждений:
- Программа лицея отличается от школьной. Для углубленного изучения специализированных предметов в учебном распорядке предусмотрено больше часов. Объем домашнего задания по этим дисциплинам превышает школьный.
- По окончании лицея предполагается, что его выпускники будут поступать в высшее учебное заведение, на базе которого организован лицей. Выпускники школ могут продолжить образование в любом вузе или ограничиться средним уровнем.
- Администрация лицея стремится иметь в штате педагогов высшей квалификации. Это необходимо для обеспечения уровня подготовки будущих абитуриентов и повышения рейтинга учебного заведения.
- При обучении в лицее возрастает нагрузка: интеллектуальная, физиологическая, физическая. Возможно, подростку придется раньше вставать, позже ложиться спать. У него будет меньше времени на общение, прогулки на свежем воздухе. У ослабленных детей из-за перенапряжения могут возникнуть проблемы со зрением, желудком. Эмоциональный стресс при смене обстановки накладывается на «трудный» возраст.
Получение образования не должно вредить здоровью подростка.