В чем отличия лицея и школы и что лучше, преимущества и недостатки заведений

Среднее образование ребенок может получить в школе или лицее. В первом случае он учится 11 лет, во втором – 4 года. В чем отличия между средней школой и лицеем? Какие преимущества и недостатки имеет каждая форма образования? Родителям необходимо в этом разбираться, чтобы принять оптимальное решение. Правильность выбора заключается в учете способностей ребенка и конечной цели.

Чем отличается лицей от школы

Школа и лицей выполняют одну и ту же образовательную функцию. Учебные заведения отличаются конечной целью и способом ее достижения. Лицей выбирают, если уже определились с будущей профессией. Школу оканчивают, когда устремления в будущее точно не сформировались.

Поступление в учебное заведение

В школу ребенка обязаны взять по месту его регистрации в возрасте 6 и старше лет без каких-либо предварительных условий. Другое дело, если ребенка хотят записать в учебное заведение, к которому он территориально не предписан. В таких случаях школьная администрация имеет право принимать детей при наличии свободных вакансий и на конкурсной основе при большом наплыве желающих.

Для поступления в лицей существуют другие правила. В учебное заведение принимают с 14 лет на конкурсной основе. В зависимости от специализации это может быть собеседование или экзамены по профилю. Территориальной привязки к месту жительства детей не имеется.

Учебная деятельность

Учебные программы школ и лицеев утверждены министерством образования. Разница заключается в более углубленном изучении отдельных предметов, на которых специализируется заведение. Например, физика и математика, биология и химия, иностранный язык.

Особую специфику имеют лицеи, аналоги профессионально-технических училищ. В учебные программы включены предметы и практическая деятельность, позволяющие получить квалификационный разряд по какой-либо специальности.

Внеурочная работа

В обычной школе и в лицее внеурочные занятия занимают важное место в воспитании детей. В обязанности классного руководителя входит организация внеклассной работы, например, экскурсий в музеи, на художественные выставки. Общение после уроков сплачивает коллектив, улучшает психологическую обстановку в классе, повышает авторитет классного руководителя.

Педагогический состав

Учителя в лицее по предметам с углубленной программой обучения имеют более высокий уровень квалификации, чем в школе. Учебные заведения, организованные при вузах, также стараются сформировать более квалифицированный преподавательский состав. Они заинтересованы в подготовке будущих абитуриентов на высоком уровне.

Конкурсный набор в лицеи позволяет отобрать более подготовленных и мотивированных к учебе детей, что также влияет на уровень квалификации, предъявляемый к педагогам.

Преимущества и недостатки

Каждая форма обучения имеет свои нюансы, которые надо учитывать, чтобы взвешенно принять решение, где обучать ребенка.

Лицей

В лицее уровень подготовки не только по отдельным предметам, но и в целом выше, чем в школе. Причина заключается в возможности отобрать детей, способных к усвоению более сложного учебного материала, и высококвалифицированном преподавательском составе. Техническая оснащенность кабинетов, спортзала на высоком уровне.

Дети, успешно окончившие специализированный лицей, имеют больше шансов для поступления в высшее учебное заведение этого профиля. Они легче адаптируются к требованиям университетских программ.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
Учебная нагрузка выше, чем в школах. Способ подачи материала на уроке требует от ребенка максимальной концентрации и самоотдачи. Объем домашних заданий по специализированным предметам превосходит школьный. В лицеях практикуют сдвоенный урок – по 90 минут, вместо 45 минут в школе, что увеличивает нагрузку на организм подростка еще значительнее.

Чаще всего увеличивается время на дорогу. С 14-15 лет детям приходится самостоятельно добираться до места обучения различными видами транспорта.

Школа

Режим учебы и отдыха в школе более щадящий, чем в лицее. Дети имеют больше времени для восстановления сил после уроков. Школьная программа ориентирована на ученика со среднестатистическими способностями. При обучении в школе с 1-го по 11-й класс у детей формируется стереотип поведения, так как они понимают требования педагогов, у них завязываются дружеские отношения с другими детьми. Немаловажно, что они хорошо ориентируются в здании школы. Психологическая нагрузка соответствует возрасту.

Уровень преподавания в школе зависит от 3-х факторов:

  • способности и желания учиться у детей в классе;
  • квалификации учителей;
  • наличия оборудования для проведения лабораторных исследований, занятий спортом, изучения языка;
  • компьютеризации классов.

Местонахождение учебного учреждения определяется планом застройки жилых кварталов, чтобы дети тратили минимум времени на безопасную дорогу в школу.

Куда стоит отдавать ребенка

Вопрос о выборе учебного заведения встает по окончании 7-го класса. До этого времени альтернативы школьному образованию нет. Решение должно основываться не только на родительских амбициях, но и с учетом интеллектуальных и физиологических возможностей подростка, а также его желания поменять коллектив детей и учителей.

школьники идут

Социализация детей имеет не меньшее значение, чем получение крепких базовых знаний. Для будущей успешной жизни необходимо уметь устанавливать контакты с людьми, не бояться принимать решения. Эти качества закладываются в детском возрасте.

Не все рождаются с характером лидера. Если ребенок трудно привыкает к новой обстановке, то стоит подумать, имеет ли смысл переводить его в лицей, если в школе у него друзья, квалифицированный, укомплектованный штат преподавателей? Поступление в лицей, безусловно, оправдано в том случае, если подросток уже определился с выбором будущей профессии.

первые уроки

Выводы

Для принятия решения, где учиться последние 4 года подростку, следует сопоставить объективные данные образовательных учреждений:

  1. Программа лицея отличается от школьной. Для углубленного изучения специализированных предметов в учебном распорядке предусмотрено больше часов. Объем домашнего задания по этим дисциплинам превышает школьный.
  2. По окончании лицея предполагается, что его выпускники будут поступать в высшее учебное заведение, на базе которого организован лицей. Выпускники школ могут продолжить образование в любом вузе или ограничиться средним уровнем.
  3. Администрация лицея стремится иметь в штате педагогов высшей квалификации. Это необходимо для обеспечения уровня подготовки будущих абитуриентов и повышения рейтинга учебного заведения.
  4. При обучении в лицее возрастает нагрузка: интеллектуальная, физиологическая, физическая. Возможно, подростку придется раньше вставать, позже ложиться спать. У него будет меньше времени на общение, прогулки на свежем воздухе. У ослабленных детей из-за перенапряжения могут возникнуть проблемы со зрением, желудком. Эмоциональный стресс при смене обстановки накладывается на «трудный» возраст.

Получение образования не должно вредить здоровью подростка.

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"

Оцените автора
Отличи
Добавить комментарий