Контроль представляет собой привычную функцию систем управления, которую повсеместно осуществляют на предприятиях и в организациях. Вопросов относительно его целесообразности обычно не появляется. При этом иногда применяется другой термин – «надзор». У многих людей он вызывает отторжение и недоверие. При этом точные отличия контроля и надзора известны далеко не всем.
Что такое контроль
Под этим термином понимают учет и проверку. Суть процесса заключается в том, что управленческий орган контролирует выполнение требований вышестоящей инстанции на том или ином объекте. В этом кроется своего рода надзорная деятельность.
Также контроль представляет собой одну из ключевых управленческих функций. Без нее нельзя представить себе работу как отдельного предприятия, так и всего государства. Процедуру осуществляют постоянно или периодически. К примеру, государственная проверка работы предприятия может проводиться с интервалом в несколько лет.
Суть этой процедуры заключается в следующем:
- наблюдение за работой подконтрольного объекта;
- получение достоверных и объективных сведений о состоянии дисциплины и законности;
- проведение мероприятий, направленных на предотвращение и устранение нарушений закона и дисциплины;
- обнаружение причин и условий, которые способствуют правовым нарушениям;
- проведение мероприятий относительно привлечения к ответственности людей, которые виноваты в нарушении закона и дисциплины.
К главным признакам контроля стоит отнести следующее:
- Между контролирующим органом и подконтрольным объектом наблюдаются отношения подконтрольности.
- Объектами контроля считаются законность и целесообразность деятельности.
- Контролирующий орган часто наделен правом отменять решения подконтрольного.
- Контролирующий орган имеет право использовать меры воздействия на правовые нарушения, которые были допущены.
Контроль делится на несколько категорий:
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
Что такое надзор
Под этим термином понимают непрерывное наблюдение и проверку, которая связана с обеспечением четкого выполнения законов. Отличительной особенностью процесса считается его взаимосвязь с юридической деятельностью.
Деятельность поднадзорного объекта оценивается исключительно с позиции законности. При этом целесообразность во внимание не принимают. При надзоре вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность подконтрольного недопустимо.
Этот вид деятельности имеет следующие формы:
- прокурорский;
- административный.
Что такое проверка
Для проведения проверки составляется приказ или распоряжение. Этот документ подписывает руководитель соответствующего органа. Проверку разрешается проводить исключительно тому лицу, которое указано в распоряжении или приказе.
В документе о проведении проверки должны присутствовать следующие пункты:
- Название органа, который проводит проверку.
- ФИО должностного лица, которое уполномочено проводить проверку. Также требуется указать координаты экспертов, которые привлекаются к процедуре.
- Название юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, который будет проверяться. Также требуется указать места нахождения юридических лиц или фактического осуществления деятельности ИП.
- Цели и задачи проведения проверки. Также в бумаге должны присутствовать сроки и предмет процедуры.
- Сроки проведения и список контролирующих мероприятий, которые требуются для достижения целей и задач проверки.
- Законные основания проведения процедуры.
- Список бумаг, которые должно предоставить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чтобы достичь целей и задач проверки.
- Перечень регламентов по осуществлению контроля.
- Дата начала и завершения процедуры.
- Другая информация, если это предусмотрено формой приказа или распоряжения.
В чем разница
В административном праве главным признаком, по которому отличаются рассматриваемые функции, считается подотчетность. При контроле проверяемый подчиняется контролирующему органу. При надзоре же проверяемый непременно остается независимым и самостоятельным.
Помимо этого, контроль отличается от надзора такими аспектами:
- Контролирующая функция считается более широкой, чем надзорная. Помимо оценки выполнения законодательных норм, проверяется также реализация текущих административных распоряжений.
- При реализации контролирующей процедуры допустимо прямое вмешательство в работу подконтрольного объекта. При надзоре такой возможности нет.
- Главная задача контролирующих процедур кроется не только в обнаружении соответствия осуществляемой деятельности предписаниям правовых норм, но и в оценке результативности деятельности. Задачей надзора считается только обнаружение нарушений закона в работе поднадзорных объектов.
- Контролирующие процедуры проводятся в плановом порядке. Они осуществляются в текущем порядке. Также процедуры проводятся выборочно во время специальных мероприятий. Надзор не бывает текущим. Это помогает избежать продолжительных сбоев в функционировании поднадзорных объектов.
- При проведении контрольных мероприятий по результатам проверки проводятся прямые или косвенные воздействия на проверяемый объект. Надзор подразумевает исключительно косвенное влияние.
Есть отличия и в субъектах, которые проводят рассматриваемые процедуры. Выполнение законов и норм контролируют управленческие органы разных уровней. К ним относится предприятие, государство или город. При реализации своей деятельности контролирующие органы наделяются исполнительной властью.
Характерной особенностью этого вида деятельности считается то, что субъекты, которые его проводят, лишены административных полномочий и не могут осуществлять функции управления.
Сравнение
Отличительные особенности рассматриваемых понятий представлены в виде таблицы:
Контроль | Надзор |
Представляет собой управленческую функцию. | Проводится для исполнения законов. |
Носит периодический характер. | Представляет собой постоянное наблюдение и проверку. |
Подразумевает оценку целесообразности конкретного процесса. | Подразумевает оценку выполнения правовых норм. |
Проводится государственными и негосударственными организациями. | Проводится только государственными органами. |
Субъекты, которые осуществляют контроль, наделены административными и управленческими полномочиями. | Надзорные органы лишены управленческих функций. |
Выводы
Контроль и надзор имеют много общего, однако для этих понятий характерно и немало отличий. Разница касается целей и задач, особенностей проведения, органов, которые выполняют эти процедуры.