В чем отличия государственной службы от муниципальной и разница

Система власти Российской Федерации отличается сложной и многоступенчатой структурой. Важную роль в ней играют институты муниципальной и государственной службы. Они характеризуются определенными особенностями и специфическими свойствами. Чтобы разобраться в строении главных институтов, рекомендуется понять отличия муниципальной службы от государственной.

Обозначение терминов

Чтобы понять, в чем заключаются отличия между этими понятиями, важно разобраться с терминологией.

Муниципальная служба

В Российской Федерации под этим термином понимают трудовую деятельность граждан, которая осуществляется в местных органах власти. К ним относятся городские и районные советы и администрации. Положения Конституции отделяют этот вид власти от государственной. Это преимущественно влияет на разграничение разных форм службы.

К муниципальным служащим не относятся люди, которые получили свою должность по результатам проведения выборов. Должности в этом случае отличаются определенной иерархией. Они бывают ведущими и главными. Также в классификацию входят старшие и младшие сотрудники. Точные списки регламентируются правовыми актами, которые принимают органы власти субъектов Российской Федерации.

Чиновникам, которые работают в муниципальных структурах, могут выдаваться классные чины. На их получение влияет уровень должности, которую занимает человек. Также важен стаж сотрудника. Помимо этого, учитываются профессиональная подготовка и квалификация человека.

Квалификационный экзамен на получение муниципальной должности считается в большей степени опциональным условием присвоения классного чина. Необходимость его проведения фиксируется в локальных документах того или иного органа.

Государственная служба

Госслужба – это трудовая деятельность граждан, которые могут работать в разных органах власти. Речь идет преимущественно об исполнительной ветви. В России сюда входят министерства и различные ведомства, которые находятся в их подчинении.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
Государственная власть в Российской Федерации работает на двух уровнях, а именно – федеральном и региональном. Учреждения напрямую подчиняются московским структурам и находятся в их подотчетности. При этом госслужба тоже осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

Важно учитывать, что к госслужащим не относятся люди, которые получают свой пост в системе власти по результатам проведения выборов или вследствие существенного влияния их итогов. Это касается Президента, Председателя Правительства, министров. Также госслужащими нельзя считать депутатов Государственной Думы. Не относятся к этой категории и судьи. При этом обычные сотрудники судебных инстанций могут быть госслужащими.

В РФ существует несколько уровней должностей. К ним относятся руководители, специалисты и помощники. Также в эту группу включают обеспечивающих специалистов.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"
Характерной особенностью госслужбы считается возможность лица, которое занимает должность в определенном органе власти, получить классный чин. Он выдается человеку по результатам успешной сдачи квалификационного экзамена или по результатам норм получения классных чинов для ряда высших должностей. Прежде всего, речь идет о руководителях. Однако иногда это касается и помощников.

специфика работа

Чем различаются?

Для начала стоит отметить, что само понятие муниципальной службы появилось в российском законодательстве сравнительно недавно. До становления местного самоуправления потребности в этом термине и институте не было. Служба в органах местного самоуправления выступала частью государственной.

При этом Конституция РФ, которая была принята в 1993 году, закрепила положение, что органы местного самоуправления не относятся к государственным. Затем был принят соответствующий закон, который разграничил государственную и муниципальную службы и закрепил разницу между этими понятиями. В результате государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственными органами.

Таким образом, муниципальная служба не входит в структуру государственной и отличается от нее. При этом ей требуется собственное правовое регулирование. Под этим термином понимают самостоятельный институт местного самоуправления. Все расходы на его функционирование осуществляются за счет местного бюджета.

Еще одним важным отличием разных видов гражданской службы считается классификация должностей. Государственные чины делятся по категориям. Они входят в Реестр государственных должностей и делятся на высшие, главные, ведущие. Также существуют старшие и младшие чины.

Муниципальные должности делят по другому принципу. Они базируются на заключении трудового договора и устанавливаются нормативными документами органов местного самоуправления. При этом основой считается реестр муниципальных должностей, который утверждается субъектом РФ.

работа службы

Сходство муниципальной и государственной службы

Рассматриваемые понятия обладают множеством общих характеристик:

  1. Схожие требования к квалификации потенциальных государственных служащих и людей, которые претендуют на муниципальный пост.
  2. Возможность учета взаимного стажа работы. Это означает, что срок работы на госслужбе учитывается при переходе на муниципальную должность. Наоборот это правило тоже работает.
  3. Похожие принципы оплаты труда. Это же касается социальных гарантий.
  4. Классификация должностей по похожим группам. При этом порядок присвоения классных чинов может отличаться. На госслужбе часто требуется сдавать квалификационный экзамен. Если человек претендует на муниципальный пост, такое испытание считается опциональным.

принципы оплаты

Примеры из жизни

Различия разных видов служб классифицируются по категориям должностей. Госслужба подразумевает разные уровни. В качестве примера стоит привести следующее:

  • руководители – это может быть руководитель аппарата федерального министра, начальник главного управления или отдела;
  • специалисты – в эту группу входят начальники отдела в департаменте или главном управлении, референты, консультанты;
  • помощники или советники – к ним относятся помощники или советники федеральных министров;
  • обеспечивающие специалисты – к ним относятся ведущие и старшие специалисты разных разрядов.

Должности муниципальной службы делятся на такие группы:

  • высшие;
  • главные;
  • ведущие;
  • старшие;
  • младшие.

Сравнительный анализ и таблица

Общие характеристики и отличия рассматриваемых понятий приведены в таблице:

Муниципальная служба Государственная служба
Общие характеристики
Преимущественно одинаковые квалификационные требования к сотрудникам
Похожие механизмы классификации должностных единиц
Похожие особенности начисления заработной платы и получения социальных гарантий
Основные отличия
Представляет собой разновидность деятельности людей в муниципальных структурах, которые отличаются юридической независимостью от государственных органов. Представляет собой форму деятельности людей в государственных органах власти. Они принадлежат к федеральному или региональному уровню. В любом случае, муниципальные структуры им не подотчетны.
Классные чины часто предоставляются без квалификационного экзамена. При таком виде деятельности это считается нормой. Классные чины присваиваются исключительно после сдачи квалификационного экзамена.

Умозаключение

Государственная и муниципальная службы отличаются сходствами и отличиями. К единым признакам относят порядок классификации должностей, одинаковые требования к работникам, похожий принцип начисления зарплаты. При этом порядок получения должности и структурные элементы власти существенно отличаются.

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"

Оцените автора
Отличи
Добавить комментарий