В чем разница между метафорой и олицетворением, примеры и есть ли отличия

Речь считается очень мощным инструментом воздействия на психику человека и тонким инструментом формирования мировосприятия. Выразительность речи достигается множеством способов, включая активное использование тропов. Это слова и выражения, которые употребляются в переносном значении. Такой прием всегда базируется на подобии, которое выражается в большей или меньшей степени. При этом важно понимать разницу между метафорой и олицетворением.

Что такое метафора?

С древнегреческого языка это слово переводится как «перенос значения». Это как нельзя лучше характеризует термин. Метафора может представлять собой отдельное слово или целое выражение, которое автор употребляет в переносном смысле. В основе этого инструмента лежит сравнение с одного предмета с другим на основе общего признака.

Этот термин придумал еще Аристотель. Исходное значение понятия было связано с представлениями древнегреческого философа об искусстве как о способе подражания жизни. При этом метафоры, используемые Аристотелем, сложно отличить от олицетворения, гиперболы или сравнения. Он понимал это понятие намного шире, нежели современные литературоведы.

Что такое олицетворение?

История появления этого термина тоже уходит своими корнями в Древнюю Грецию. В дословном значении термин означает «лицо» и «делаю». Этот литературный прием наделяет неодушевленные объекты свойствами и приметами, которые характерны для психики человека. Такие инструменты применяют в разных сферах – не только в художественной литературе, но и в религии, мифологии, магии.

С давних времен олицетворение считается важным средством выразительности в притчах и сказаниях. Эти произведения объясняли древним людям устройство мира и все то, что стоит за природными явлениями. При этом их одушевляли и наделяли человеческими качествами, а также ассоциировали со сверхлюдьми и богами. Так древним людям быстро легче принять и понять действительность, которая их окружала.

Чем отличается?

Чтобы отличить одно понятие от другого, важно разобраться в целом ряде нюансов и особенностей. Метафорические образы, появляются как непрямое сравнение. Оно подразумевает, но не называет общие признаки или характеристики объектов речи.

Метафора всегда носит ассоциативный характер. Ее содержание характеризуется многозначностью и многоплановостью. При этом понимание и восприятие этого литературного приема людьми зависит от способности ощущать разницу между прямым смыслом высказывания и наличием скрытого подтекста. Именно в нем и кроется содержательная ценность метафорического образа.

Для олицетворения характерна более простая структура. Оно прямо называет черты или действия, которые характерны для людей, перенося их в мир неодушевленных предметов или природных явлений.

Итак, отличить рассматриваемые понятия друг от друга можно по таким признакам:

  1. Метафора всегда базируется на схожести двух неживых предметов по каким-то признакам. При этом олицетворение наоборот формируется при помощи наделения неживого предмета качествами живого. Этот троп используется в образном описании природы. При этом ей придаются человеческие качества или действия.
  2. Под метафорой понимают неназванное сравнение одного предмета с другим. При этом сравнительные союзы, такие как «точно», «будто», как», не применяются. Однако с их помощью метафору удастся без труда сделать сравнительным оборотом. К примеру, «каменное лицо» – «лицо, которое застыло, как камень».
  3. Метафора не указывает прямо на предмет, на основе ассоциаций с которым появляется художественный образ. При этом олицетворение всегда является простым и понятным. К примеру, «погода злится» – «человек злится».
  4. Метафора имеет глубокий смысл. Этот литературный прием является весьма многозначным. Для него характерна сложная структура. Содержание метафоры нередко понимают по-разному – все зависит от субъективного подхода к выражению.

Примеры

Рассматриваемые художественные образы нашли широкое применение в различных сферах искусства.

Литература

Для множества авторов именно метафоры считаются эстетической самоцелью. Иногда они вообще вытесняют исходное значение слова. Литературные исследователи в качестве примера приводят знаменитого английского писателя Уильяма Шекспира. Для него зачастую имеет значение не житейский смысл определенного высказывания, а метафорическое значение или новый, порой неожиданный смысл.

Также весьма показательным считается пример поэтов-футуристов, которые творили в России в первой половине двадцатого века. Их главной задачей было максимальное отдаление метафоры от ее исходного смысла. Такой прием часто использовал Владимир Маяковский. В качестве примера стоит привести название его поэмы «Облако в штанах».

Понять суть олицетворения тоже можно на примере конкретных литературных произведений. К примеру, в русской народной песне сказано «лыко горем подпоясалось». Олицетворение помогает создать особенное миросозерцание. Оно характеризуется ненаучным представлением о природных явлениях. К примеру, «гром ворчит, как старик».

Киноиндустрия

Создатели фильмов часто применяют громкие названия, которые позволяют сразу же привлечь внимание аудитории. В качестве примера стоит привести следующее:

  1. «Горячие головы» – название как бы намекает на определенную безбашенность героев.
  2. «Человек дождя» – из заголовка сразу становится ясно, что герой не от мира сего.

Реклама

Метафоры часто применяются при создании рекламы. С их помощью удается сделать привычный образ более сильным или запоминающимся. Рекламщики и маркетологи часто применяют метафорические образы для создания коротких слоганов, которые быстро запоминаются. В качестве примеров стоит привести следующее:

  • «Магия кофе» в рекламе кофеварки De Longi;
  • «Окунись в прохладу» в ролике Lipton Ice Tea;
  • «На волне удовольствия» в кампании «Кока-Кола».

Примеры олицетворений тоже нередко встречаются в рекламных продуктах. Их можно увидеть по телевизору, на уличных баннерах или на Youtube. Создатели рекламы давно пользуются яркими образами и оживляют товары, чтобы нарастить объемы продаж.

К примеру, в роликах M&M’s главными героями являются конфеты, которые разговаривают друг с другом и живут обычной человеческой жизнью. В качестве примеров слоганов с олицетворением стоит привести следующее:

  • «Tefal всегда думает о нас» в рекламе сковородок Tefal;
  • «Обычная тушь никогда не зайдет так далеко» в ролике туши L`Oreal.

Выводы

Метафора и олицетворение представляют собой известные литературные приемы, которые помогают сделать речь более выразительной. При этом важно употреблять их правильно в зависимости от контекста.

Малиновская Дарья
Оцените автора
Отличи
Добавить комментарий