В чем разница между нормативным актом и нормативно-правовым, отличия

Основой юридической практики является практическое применение норм закона. Жизнедеятельность общества, каждого гражданина зависит от действия законов. В юридической терминологии используются такие определения, как нормативный акт, правовой и нормативно-правовой акт; в чем заключается разница между этими понятиями? На чем основана классификация?

Определение и понятие терминов

Юридические документы, содержащие или основанные на нормах закона, на основании которых регламентируются общественные отношения, можно условно классифицировать на 3 категории:

  • нормативно-правовые акты (НПА);
  • нормативные акты (НА);
  • правовые акты (ПА).

Признаком юридической силы перечисленных документов является свойство вызывать определенные юридические последствия. Юридическая сила характеризует место документа в системе, место и компетенцию органа, его издавшего.

Государственные учреждения могут издавать документы различного характера:

  • содержащие нормы;
  • акты применения;
  • акты толкования норм.

Это право имеют законодательные и исполнительные ветви власти всех уровней:

  • федеральная;
  • субъектов федерации;
  • на местах.

Общим признаком для всех видов юридических документов является их официальный статус, который определяет в каждом случае:

  • форму;
  • реквизиты;
  • терминологию;
  • порядок принятия.

Отнесение к тому или другому типу документа (НА, НПА, ПА) зависит от его содержания, назначения, кем принят.

Нормативный акт

Юридические решения, содержащие нормы права, классифицируются, как нормативные документы. НА рассчитаны на длительный срок действия. Принимать их могут законодательные или другие уполномоченные учреждения в пределах их компетенции. Назначение данных документов – регулирование правовых отношений, установка обязательных правил поведения.

Нормативно правовой акт

Правовые решения, содержащие обязательные правила поведения, с последующими юридическими последствиями при невыполнении, относятся к нормативно-правовым. Они издаются на основе и во исполнение законов (НА). В юридической практике называются подзаконными актами.

НПА могут:

  • уточнять другие нормы законов;
  • устанавливать новые нормы;
  • конкретизировать применение НА.

НПА имеют иерархическую структуру, зависящую от компетенции законотворческого органа:

Особенности документа:

  1. Многократность применения. Вступает в силу каждый раз, когда наступают обстоятельства, указанные в норме.
  2. Не персонифицирован. Действие распространено на круг лиц для регулирования их взаимоотношений.

НПА касается:

  • государственных органов;
  • организаций;
  • учреждений;
  • всех граждан.

Государственные учреждения власти принимают НПА для регулирования различных аспектов социальной и экономической жизни. На их основе реализуются федеральные законы, направленные на содействие гражданам в осуществлении их права.

Правовой акт

ПА может не содержать нормативного регулирования. Такой ненормативный документ (ПА) издается высшим должностным лицом/коллегиальным органом в отношении определенных лиц и коллективов на основе действующих норм. Он не меняет старые и не устанавливает новые нормы права. Такой ПА устанавливает, отменяет, изменяет права конкретных лиц/организаций.

К правовым актам относятся:

  • приказы;
  • распоряжения;
  • постановления.

Издавать ПА имеют право:

  • федеральные органы;
  • органы местной власти;
  • руководители высшего звена.

В документоведении индивидуальные ПА обозначают, как организационно-распорядительные.

Сравнение

Указы Президента РФ относятся к НПА, распоряжения – к ПА. Правительство РФ издает постановления в виде НПА, распоряжения по оперативным вопросам – в виде ПА.

Ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти во исполнение указов Президента, постановлений Правительства носят нормативно-правовой характер.

В чем же отличие?

Разница заключается в сроках действия, порядке утверждения и применения.

НПА может быть постоянно действующим или установленным на конкретный срок, начиная с определенной даты. Различие с НА заключается в том, что НА лежит в основе создания нормативно-правового текста. НА принимают законодательные учреждения, подписываются главой органа исполнительной власти. ПА издают исполнительные ветви власти, руководители предприятий и организаций. Документ отличается тем, что он персонифицирован, то есть в нем указано конкретное лицо, коллектив, в отношении которых меняются права.

Жизненные примеры

К НА относится Конституция Российской Федерации. Документ разрабатывается высшими законодательными учреждениями государства – Думой и Советом Федерации. Утверждается на Всенародном референдуме и подписывается Президентом РФ.

К ПА относятся международные договоры РФ с иностранным государством/государствами/организацией на основе международного права.

Примером ПА являются приказы директора предприятия о принятии на работу, на отпуск, на сокращение персонала, увольнение. Письменное распоряжение основано на нормах трудового законодательства, на которые могут быть ссылки (например, при увольнении указывается статья, по которой работник прекращает трудовые отношения).

Итог

В зависимости от юридической силы НПА, НА, ПА формируются в определенную систему, где действует принцип соподчиненности, зависящий от места в иерархии власти законотворческого органа. Каждый из 3-х письменных свидетельств занимает свое место в иерархической структуре и выполняет определенную роль.

Неувязка между НА и НПА приводит к тому, что законы не выполняют возложенную на них функцию. ПА, изданные не на основе действующих НПА и НА, ущемляют права работников, коллективов.

На судебные учреждения возложена обязанность давать оценку соответствия НА, НПА, ПА, их сути, определенной в законе, и выполнению на практике. Проявлять законотворческую инициативу суды всех уровней права не имеют.

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность "Экономика предприятия"

Оцените автора
Pohozhie
Добавить комментарий